?

Log in

No account? Create an account
Фольклорное - SonderKraftfahrzeug 2 — LiveJournal
December 26th, 2010
11:12 pm
[User Picture]

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Фольклорное
Небольшая нарезка для lena_malaa. Чистейшей прелести чистейший образец... в смысле, это не lena_malaa прелесть, это то, что под кат убрано - натуральная ересь и прелесть. Апокрифическое сказание "О Тивериадском море". По происхождению считается южнославянским и богумильским. Мне интересно было сравнить с теми материалами из "Этнографического обозрения", где есть рассказы о творении мира.

Текст апокрифа дается по: Кузнецова В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1997. С. 3-136, в электронном виде доступно тут: http://www.ruthenia.ru/folklore/kuznetsovacont.htm. Более ранний вариант (так называемая Барсовская редакция, ориентировочно XVII в.) - слева, более поздний (Чебоксарская редакция, XVIII в.) - справа.

"Орловской космогонией" я условно называю рассказы о творении мира, которые были зафиксированы в Орловской губернии, см. тут:
http://lena-malaa.livejournal.com/33644.html

"Сказание о (царе) Сатанаиле" - рассказ об истории мира, зафиксированный в Тамбовской губернии, см. тут:
http://lena-malaa.livejournal.com/35141.html


Творение мира

Егда не бысть неба, ни земли, и тогда бысть одно море Тивириадское, а берегов у него не было.

Прежде земли бысть Господь Саваофь в трех комарех на воздусех ввелелепоте безначальный царь неведом таин присносущный, несозданный, несказанный, нерожденный, незачатый, вместный, и невидимый, и неосазаемый, безсмертный и бесплотныи.
И тогда бысть свет от лица Господня Саваофа седмерицею света сего светлее. Ризы его быша белыи, яко свет светозарныи от лица Господня.
И сидел Господь Саваофь в трех коморех на воздусех на престоле превыспренняя славы. И помысли себе Господь Саваоф, безначальный отець, тако отргнул от сердца и родих возлюбленнаго Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа.
Из вуст своих Дух свои Святыи изъпусти на него виде о голубяте образе.
Святеми треми комарами прообразова Господь троичныи и безначальныи Сын, и Отец, и Съвятыи Дух. На тех трех комарех безначаль ный крест. И тот крест прообразова Господь Бог распятие Сына своего Иисуса Назарянина Иудейска.
Почивает в сердце Дух Святый от Отца исходит на всех верующих во имя его. Отец убо незачатыи и нерожден, а Сын убо рожден, а не сотворен. Духъ Святыи не создан и не рожден, но исходящ от Отца.
Не бысть тогда неба, ни земли, ни моря, ни ангел, ни архангел, ни херувим, ни серафим, ни рек, ни езер, ни кладезеи, не источник, ни человек, ни гор, ни облак, ни звезд, ни свету, ни звереи, ни птиц, ни вертеп, ни зареи. Тогда была тма, и бездны, и темнота. Не бысть тогда ни дни, ни нощи, ни виков, ни часов.
Тогда бысть себе безсмертныи, безначальныи Сын Божий Иисус Христос. Сотвори словом повелением Отца своего небеснаго всю тварь небесную, видимую и невидимую. И како рече Господь, тако его премудрых сотворилося и создалося Духом Святым от уст его премудрых.
И рече Господь: "Буди небо хрустальное на столпех железных, на седмидесяти тмах тьнящь и будите езера, и облаки, и звезды, и свет," - и ветр дунул из недр своих. Раи на востоце насади. И восток, и запад, и север, и юг. Ангел сидит на востоце ввелелепоте превыспренняя славы своея.
Седмь небес словом сотвори Господь. Мраз от лица Господня исходяш. А гром - глас Господень в колеснице огненной утвержден. А молния - слово Господне изо уст Божиих исходит. А солнце - от нутрения ризы Господни, понеже Господь по лицу своему утреся. А луна - от лица.
И рече Господь: "Буди тма столпов на воздусех". И тако сотворило ся cловом Господним. А столпы недвижимыя железныя от начала века сего. "И буди на тех столпех камень недвижимыи, а на камени - земля, а под землею - ад недвижимый и весь меден, и вереи железныя, и врата медныя и железныя, а под адом - тартар, дна нет".
И рече Господь: "Буди над адом т'ма столпов медных и на столпах - камень и на камени - земля". Господь словом камень и кремень сотвори.
И рече Господь: "Буди на земли море Тивириадское, вода соленая".
Первая земля на воздусех сотворена и утверждена, вторая земля - на аде. А на тои земли - море, а у того моря Тивириадскаго берегу нет.


Ср. с "орловской космогонией": на земле есть только море. Творения мира как такового нет. В поздней версии появляется длинная богословская вставка собственно про творение мира, тут же объяснения происхождения луны. солнца, молний и т.д. Медно-железный ад - ср. с русскими сказками, где описываются подземные царства - железное/медное, серебряное, золотое.


Появление в рассказе Сатаны/Сатанаила в образе утки

И сниде Господь по воздуху на море Тивириадское и виде узре Господь на мори гоголя пловуща. А тот гоголь - Сотанаил, зарос во [п]ениа морской. И рече Господь Сотанаилу, аки не ведая его:
- Кто еси?
И рече Сотанаил:
- Аз есми Бог.
- А меня како наречеши?
И отвеща Сотанаил:
- А ты Богъ Богом и Господь господствующем.
Аще бы Сотонаил не то слово рек Господу, и Господь бы его тут же искоренил на мори Тивириадском.

И сниде Господь по воздуху на море Тивириадское и виде узре Господь плавающа на том море Тивириадъском гоголя. И ста над ним Господь, и рече ему:
- Гоголе, ты кто еси?
И рече ему Сатана:
- Аз есмь Бог.
И рече ему Господь:
- А аз кто есмь?
И рече ему Сатана:
- А ты Богъ Богом и царь царем.
Aще бы ты не то рекл, Сатана, ино что, противное Господу Богу, тогда его Господь бы сокрушил на море Тивириадском.


Ср. с тамбовским "сказанием о Сатанаиле" и "орловской космогонией". В более поздней версии имя Сатаны сразу Сатана, но в более ранней его потом Господь отдельно переименует. Сатана в образе гоголя (утки), как в "орловской космогонии", но, как и в "сказании о Сатанаиле", не объясняется, откуда Сатана взялся. От сырости завелся.


Ныряние Сатаны за материалом для творения земли

И рече Господь:
- Сотонаиле! Понырися в море и вынеси мне земли и кремень.
Сотонаил же послуша Господа и понырися в море, и вынеси земли и кремень.

И рече Господь Сатане:
- Понырився в море и вынеси земли и камень.


"Орловская космогония" точно так же описывает ныряние Сатаны по приказу Бога за землей/песком. Только деталей добавляет.


Творение земли, всего, что на земле, и духов

И взя Господь землю и песок, разсея по морю Тивириадскому и рече: "Буди на море земля толъста и пространна".
И възя Господь у Сотонаила кремень и преломи его наполы. И в правой руке остави Господь у себя, а в левой отдал Господь Сотонаилу.
И взя Господь посох и нача бити кремень.
И рече: "Вылети из него, кремени, ангели и архангели по образу моему и по подобию и безплотнии".
И почали от того кремени вылетати силы огненъныя. И сотвори Господь ангелы и архангелы и вся девять чинов.
И виде Сотонаил, что сотворил Господь, и почал тот кремень бити, что дал ему Господь из левыя руки. И почали у Сотонаилу вылетати ангелы его, Сотонаиловы, себе сотвори силу великую.

И рече Господь: "Будите тридесят три кита на море Тивириадском, на водах, и буди на тех китех земля". И разсея Господь землю на них: "Буди земля толста, широка и пространна, и прорасте древеса, и травы, и цветы, горы, и холмы, и источники, и езера, и реки". И сотвори Господь от земли звереи, и скоты, и рыбы в водах, и птасисицы, летящия по воздуху. И сотвори день, и нощ, и гады, пресмыкающяся по земли. А китом тем повеле пищу Господь ангелом от рая приносити. На них же утверждена земля и не подвизается ни в которую сторону.
{И възя Господь у Сотонаила кремень?} И преломи надвое. Из левыя руки даде Сатане половину камени.
И удари Господь жезлом по каменю.
И рече Господь: "Будите ангели по образу моему сильни, безсплотнии и безсмертныи, совершаите хотение мое в вышних".
И сотвори Бог от криле огненных Михаила архангела и Гаврила, Иеурия и Михаила Парафлама, помогая херувимы, серафимы, ангели, архангели. А жезл был стальнои укладнои, чем удари Господь наш Иисус Христос, и съ камени вылетели ангели словом повеления Господня - Михаил архангел и Гаврил - небеснаго царя воеводы.
Сатана же набил из камени бесовную безчисленную силу богов плотных.


"Орловская космогония": такое же засевание Господом земли из принесенного песка. В орловских рассказах Сатана утаивает от Бога часть песка, а в сказании о Тивериадском море Бог сам отдает Сатане часть принесенной материи для творения мира. Дуализм так и претЪ.

Как и в "сказании о Сатанаиле", Бог творит ангельскую силу не словом, а с помощью специального волшебного жезла/посоха.



Борьба архангела Михаила с Сатаной, пострижение Михаила в монахи и падение бесов

И сотвори Господь (Михаила) началником надо всеми чиньми ангельски ми...
Прииде Господь в девяты чин. И виде Сотонаил, яко от Бога поидосте и от всех ангелы славим, и помысли быти равен Богу. И помысли своею гордостью: "Поставлю престол на облацех и буду подобен Вышнему".
И ведая Господь мысль его лукавую, и восхоте вергнути его на землю со всею его силою лукавою. И посла Господь Михайла к Сотонаилу.
И прииде Михайл, и попали Михаила от Сотонаила огнь. И прииде Михаил ко Господу:
- Сего сотворил, еже еси мне велел, огнь меня попалил от Сотонаила.
И Господь Михаила постриже в черньцы, и нарече имя ему Михаил, и Сотонаила нарече Сотона.
Понеже посла Господь ангела своего Михаилу, повеле Сотонаила ударити скипетром и вергнути его на землю со всею его силою лукавою. Отнася от Сотонаила и дает Господь илъ Михаилу и отом наречеся Михаил архангел, а Сотонаил - Сотона.
И посла Господь Михаила к Сотоне, и еще не допустил Сотона Михаила до престола своего, и бысть поскомлен [посхимлен]. И прииде Михайло архангел, и удари скипетром Сотону, и порази его на землю со всею его силою. И шли силы его три дни и три нощи, аки капли дождевыя.
И в третей день сотвориша ангельскии собор, и постави Господь над всеми силами ангельскими Михаила архангела, и рекоша ангели, и затвориша на Бога [небеса].

И рече Сатана противно Господу Саваофу: "У меня силы больши Вышняго, подобен аз Вышнему". Причте Сатану во архангелы и взем его на небеса. Сатана же нача гордитися и мыслию возвыситися, в себе помышляя: "Сотворю себе престол над звездами, на воздусех".
Господь же проразуме мысль его лукавую, и посла архангела Михаила, повеле Сатану свергнути с небеси. Михаил архангел удари Сатану жезлом. И попали огнь от Сатаны.
Михаил архангел прииде ко Господу Саваофу и рече:
- Огнем мя палит от Сатаны.
И Господь Михаила постриже в чернцы и положи на его схиму со кресты простыми, знамение Христа, Сына Божия.
Михаил архангел иде, и удари Сатану жезлом, и сверже его с небес на землю, во адову кромешную со всеми его бесовскими силами. И паде бес с небеси три дни и три нощи, что капли дождевыя, шло силы бесовския во ад кромешныи.
И Господь рече: аминь, аминь, аминь. Небеса затворишася.


Вот тут Сатанаил, собственно, становится Сатаной. Но пострижение архангела в монахи - это, конечно, сильно.


Творение человека и появление болезней

И потом сотвори Господь рай на востоце. И помысли Господь сотворити первозданного человека Адама и сотвори тело его от седми частей: от земли - тело, от камени - кости, от моря - кровь, от солнца - очи, от облака - мысли, от ветра - дыхание, от огня - теплота. И поиде Господь на небеса ко отцу своему по душу Адама.
Сотона же не ведая, что сотворити ему, истыка тело Адамово персты.
И прииде Господь к своему созданию, к телу Адамову, и виде тело, истыкано все.
И рече Господь:
- О, диаволе, како еси смел, над моим созданием тако сотвори?
И отвеща диавол:
- Господи, аще тя кой человек чьгънет, что заболит, и тот да тебя помянет.
И Господь повороти Адама внутр ранами.
И оттоле зачатся болезнь. Сотона сотворил, аще у кого заболит, и тот да воздохнет: "Ох, ох, Господи, помилуй".
Ожи Господь Адама.
И дает ему область в раю, над всеми пътицами, и зверьми, и скоты.

Вместо отпадших лик наполняет Господь человеки. Праведных человек созывает и вместо самого Сатаны сотвори Господь плотна человека первозданнаго Адама от перстныя земли: кости - от камени, кровь - от чермнаго моря, мысли - от облак, очи - от солнца, дыхание - от ветра.
И поиде Господь по дух святыи свои на небеса ко отцу.
И прииде Господь ко Адаму на землю, узре Адама, ранами обложена, от Сатаны перстом истыкана.
И рече Господь Сатане:
- Почто, окаянне дияволе, тако сотворил еси? Аз сотворил человека чиста и непорочна, и безболезненна.
И рече Сатана ко Господу:
- Забудет тя. Аще кое место поболит, и он помолится: "Господи, помилуй".
И Господь поворотив его внутрь, подерши кожею, и вложи в него дух святый, и оживи Адама.
И рече Господь Сатане:
- Поклонися ты Адаму.
И рече Сатана:
- Я твоему созданию не поклонюся.
И рече Господь Сатане:
- Окаянный диявол, лстивый Сатана.


В "орловской космогонии" по тем же мотивам, что и раны, появляются горы. Причем в орловских рассказах горы с таким объяснением творит почему-то Бог.

Поражает фраза: "И поиде Господь на небеса ко отцу своему..." К кому-кому? Видимо, тут Господь - это уже не Саваоф, а Христос, который с Богом-Отцом разделен. Иного объяснения не придумать. Причем тело человека творит Христос (?), а за духом Он отправляется уже к Отцу. Разделение труда, однако. Впрочем, бывает и хуже - в богумильской "Книге Святого Иоанна" тело вообще творит Сатана.


Tags: ,

(2 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:lena_malaa
Date:December 27th, 2010 04:36 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за перепосты.

Пока не было времени покопаться в "Обозрении", сорри, поэтому про космогонию других регионов ничего сказать не могу. А твое замечание о манихейских/богумильских корнях преданий скорее всего верно. Точнее старые языческие мифы могли переплестись с богумильскими и дать совершенно новый толчок для дальнейшего развития дуализма.
[User Picture]
From:kettenkrad
Date:December 29th, 2010 09:14 am (UTC)
(Link)
Насчет богумильства - это не мое мнение, это специалистов мнение. И насчет переплетения тоже. По крайней мере, тема уток, ныряния для доставания земли и т.д. - это точно восточнославянское, считается азиатским по источнику. Зато в Liber Sanctii Ioannis такая история подкупа Сатанаилом ангелов, хе-хе...
Powered by LiveJournal.com